Одно из первых зенитных орудий системы Лендера. Представляет собой старинное артиллерийское орудие крупного калибра, впервые разработанное артиллеристом Ф. Ф. Лендером. Основная цель использования этого орудия – защита от нападения сверху. В 1918 г. создается комиссия по особым артиллерийским системам, в которую вошли лучшие ученые-специалисты в области артиллерии И. П. Граве, Н. Ф. Дроздов, Ф. Ф. Лендер, В. М. Трофимов и другие. Важнейшей задачей этой комиссии была разработка систем сверхдальней стрельбы. Ведь создавать принципиально новые артиллерийские системы в те годы было нереально, поэтому и было решено создать новый, отличный от всех предшественников сверхдальнобойный снаряд для 356/52-мм орудий. Этот снаряд назвали комбинированным, а позже переименовали в подкалиберный. Полученный снаряд состоял из поддона и активного снаряда. Вес всей конструкции в целом составлял 236 кг, а «активного» снаряда 203-мм калибра – 110 кг. В 1919 г. добились первоначальной скорости 1291 м/с при давлении в канале ствола 2450 кг/см2.

В течение нескольких лет методом проб и ошибок шло проектирование желаемого снаряда. Наконец, через 5 лет напряженной работы и тяжелых испытаний, в июне 1924 г. была получена дальность 48,5 км при стрельбе 203-мм активным снарядом, весившим 110 кг и обладавшим начальной скоростью 1250 м/с. К сожалению, в ходе этих стрельб обнаружилось большое рассеивание как по направлению, так и по дальности. Но руководители испытаний разъяснили, что рассеивание вызвано тем, что крутизна нарезов штатной 356/52-мм пушки 30 калибров не может обеспечить правильного полета снарядов. В связи с этим было принято решение рассверлить ствол 356/52-мм пушки до 368 мм с более крутой нарезкой. Опять рассматривались несколько вариантов, но после расчетов была окончательно принята крутизна нарезов в 20 калибров. Расточка ствола 368-мм пушки № 1 была произведена на заводе «Большевик». И в начале декабря 1934 г. вновь начались испытания пушки, оказавшиеся неудачными из-за плохого качества снарядов. В начале 1935 г. заводом «Большевик» были изготовлены новые 220/368-мм подкалиберные снаряды чертежей 3217 и 3218, оснащенные поясковыми поддонами (поясковые поддоны представляющими собой поддоны, подобные обычному снаряду, но к тому же обладающими медными поясками). Стрельбы новыми патронами производились с июня по август 1935 г. Вес целой конструкции составлял 262 кг, а вес 220-мм активного снаряда – 142 кг, заряд пороха – 255 кг. На испытательных стрельбах была получена высочайшая начальная скорость 1254-1265 м/с. При стрельбе 2 августа 1935 г. была получена средняя дальность 88720 м при угле возвышения около 50°. Боковое отклонение составило 100–150 м. Чтобы в дальнейшем еще увеличить дальность стрельбы, были начаты работы по уменьшению веса поддона. И в конце 1935 г. уже были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами чертежа 6125. Вес активного снаряда теперь составлял 142 кг, вес поддона – 120 кг, а дальность стрельбы – 97270 м при угле возвышения 42°. Среднее рассеивание, рассчитанное по четырем выстрелам, составило: боковое – 55 м, продольное – 935 м. Падение поддонов происходило на расстоянии 35 км. А ожидаемая дальность при угле +50° – 110 км. Общее число произведенных выстрелов – 47. Далее поиски продолжились по пути облегчения пояскового поддона до 112 кг, снаряд чертежа 6314. К тому времени переделка второй 356-мм пушки в 368-мм пушку была завершена. При испытаниях в 1936–начале 1937 г. 368-мм пушки № 2 были получены удовлетворительные результаты. Именно на основе этих испытаний в марте 1937 г. были составлены таблицы стрельбы из 368-мм пушки. Конструкция снаряда чертежа 6314 весила 254 кг, из них 112,1 кг отводилось на вес пояскового поддона, а на активный снаряд – 140 кг. Длина 220-мм активного снаряда – 5 калибров. В качестве взрывчатого вещества было использовано 7 кг тротила. Начальная скорость при стрельбе полным зарядом в 223 кг составляла 1390 м/с, а дальность – 120,5 км. Таким образом, была достигнута та же дальность, что и у немецкой «парижской» пушки, но с употреблением более тяжелого снаряда. Но главным достижением являлось то, что была использована обыкновенная морская пушка, и к тому же живучесть ствола была значительно выше, чем у немцев. Предполагалось даже установить стволы 368 мм на железнодорожных транспортерах ТМ-1-14. Но, несмотря на заметные успехи, работы с поясковыми поддонами на этом этапе были приостановлены, поскольку предпочтение в то время было отдано звездчатым поддонам. В 1930–1931 гг. в КБ завода «Большевик» была спроектирована 152-мм сверхдальняя пушка АБ. А уже в 1932 г. с заводом «Большевик» был заключен договор на изготовление опытной 152-мм пушки, а если говорить точнее, на переделку ствола 305/52-мм штатной пушки. В старый ствол была вставлена новая внутренняя труба калибра 152 мм и изготовлена новая дульная часть. Наружные размеры обоймы изготовили исходя из очертаний 356/52-мм пушки, поскольку рассчитывали производить все необходимые испытания на 356-мм станке системы Дурляхера. Длина полученной пушки АБ составила 18,44 м, а если перевести в калибры – 121,5 калибра. Крутизна нарезов – 25 калибров, число нарезов – 12, а глубина этих нарезов – 3,0 мм. Но из-за технологических сложностей переделка ствола несколько затянулась. Поэтому на НИАП с «Большевика» пушка АБ поступила лишь в сентябре 1935 г. Из расчетов по стрельбе легким калиберным снарядом чертежа 5465, весящим 41,7 кг, начальная скорость должна была составить 1650 м/с, а дальность – 120 км. Первая стрельба из 152-мм пушки АБ была произведена 9 июня 1936 г. Использовался заряд пороха Б-8, весивший 75 кг. Расчетная дальность, к сожалению, не была получена, а начальная скорость составила лишь 1409 м/с. После таких неудачных испытаний орудия так и остались недоработанными. Но станок на НИАПе оставался занятым по крайней мере до октября 1940 г., и все опыты с тяжелыми орудиями проводились исключительно со станка Дурляхера. К тому же на нем в 1940 г. шел интенсивный отстрел из штатной 356/52-мм пушки новых снарядов к железнодорожным установкам ТМ-1-14. В результате повторные испытания пушки АБ откладывались раз за разом, а позже и вовсе были прекращены. Проектирование подкалиберных снарядов со звездчатыми поддонами было начато в начале 1930-х гг. Основные работы над ними велись в АНИМИ. Орудия со звездчатым поддоном обладали небольшим числом нарезов (чаще всего 34), но они были достаточно большой глубины. Сечения поддонов снарядов повторяли сечение канала. Формально эти орудия можно отнести к орудиям с нарезным снарядом. Для начала в АНИМИ решили испытать орудия со звездчатым поддоном на пушке малого калибра. В ствол штатной 76-мм пушки образца 1931 г. был вставлен лейнер калибра 67 мм калибра по нарезам/40 мм калибра по полям. Лейнер обладал тремя нарезами глубиной 13,5 мм. Вес активного снаряда составлял 1,06 кг, а вес поддона – 0,6 кг. Работы по изготовлению лейнера начались в 1936 г. на заводе № 8, расположенном в Подлипках. Во время проведения испытаний была достигнута начальная скорость 1200 м/с при давлении 2800 кг/см2, а вот дальность полета в ходе этих испытаний не определялась. Снаряды имели неправильный полет, то есть кувыркались в полете. По мнению присутствующей при испытаниях комиссии, 40-мм активные снаряды не получали необходимой скорости вращения из-за проворотов поддонов по отношению к снарядам. Подобные опыты АНИМИ проводил и со штатной пушкой Бр-2 (калибра 152 мм). В пушку также была встроена свободная труба калибра 162 мм калибра по нарезам/100 мм калибра по полям. Изготовлена и нарезана эта труба была на заводе «Баррикады». В ходе проведенных испытаний снарядом, весившим в общей сложности 22,21 кг, и активным снарядом, весившим 16,84 кг, была получена начальная скорость 1100 м/с при давлении 2800 кг/см2. Снаряды кувыркались и в ходе этих испытаний, поэтому дальность их полета не определялась. Согласно постановлению СТО от 10 октября 1935 г. заводу «Баррикады» было выдано задание на разработку чертежей и переделку пушки № 1 305/180-мм в пушку для стрельбы комбинированными (подкалиберными) снарядами со звездчатыми поддонами. И даже срок выполнения заказа был назначен – май 1937 г. Окончательный вариант проекта был выполнен АНИМИ под руководством Крупчатикова при непосредственном содействии Е. А. Беркалова. Изменениям подвергся калибр канала ЦЕА, изменился он с 305/180-мм на 380/250-мм, а также число нарезов возросло с трех до четырех. Чертежи были получены заводом «Баррикады» только в августе 1936 г. К концу осени поковка внутренней трубы находилась только на стадии отжига. Ствол 368-мм пушки был предоставлен заводу с НИАПа. Но работы тем не менее затягивались, и был установлен новый срок – 1 февраля 1938 г. Расчеты проводились с учетом того, что объем каморы составляет 3600 см3. Также учитывалось, что вес заряда пороха НГВ равен 237 кг. Длина канала бралась та же, что и у 356/52-мм пушки. Для упрочнения ствола было увеличено число нарезов до четырех, что также способствовало и лучшему центрированию активного снаряда. Согласно расчетам, установка ТМ-1-14 должна была выдерживать стрельбу 380/250-мм пушки. Параллельно с разработкой орудий сверхдальней стрельбы с комбинированными снарядами в СССР в 1930-х гг. интенсивно шли испытания полигональных орудий и орудий для стрельбы нарезными комбинированными (подкалиберными) снарядами. Так, с 7 декабря 1935 г. по 16 января 1936 г. были проведены испытания 76-мм зенитной пушки образца 1931 г. с полигональным лейнером. Канал этого полигонального орудия в сечении представлял собой правильный многоугольник. Число граней этого лейнера равнялось 10, а крутизна их достигала 15 калибров. При помощи уступа камора соединялась с гранями. Вес снаряда достигал 7,1 кг, а длина – 6,2 калибра. В ходе испытания была получена начальная скорость 794 м/с и дальность 16,5 км. Таким образом, была установлена баллистика лучше, чем у штатного снаряда. В 1930–1935 гг. были разработаны проекты переделки в полигональных рядах морских артиллерийских систем. Так, было решено в августе 1932 г. переделать 305/52-мм пушку в полигональную пушку, обладающую 166-мм радиусом описанной окружности/159-мм радиусом вписанной окружности. В 1933 г. был разработан проект под руководством Упорникова, в котором 203/50-мм пушка переделывалась в полигональную пушку. Этот проект предлагал вновь переделать многократно переделывавшуюся до этого пушку № 1203, хотя прежде ее уже перестволяли. Теперь она приобрела калибр 200/190-мм, 8 граней и постоянную крутизну этих граней, составившую 20 калибров. Весил снаряд теперь порядка 100 кг, а начальная скорость его равнялась 940 м/с. Предполагали, что дальность стрельбы равна 4550 м. Но, несмотря на очевидные успехи, работы по полигональным орудиям пришлось приостановить. И к тому же полигональные орудия были весьма сложны в производстве, а их эксплуатация на службе была практически невозможна, особенно трудно было заряжание этих орудий. Эти же причины побудили и другие страны в 70-х гг. XIX в. прекратить испытания полигональных орудий. А в 20-30-х гг. ХХ в. изучением полигональных орудий занимались не только лучшие русские специалисты в области артиллерии, но и французские тоже. Но Великая Отечественная война вынудила прекратить работы по изучению полигональных орудий сверхдальней стрельбы, а возобновились они лишь в III–IV квартале 1945 г. В 1947 г. на заводе № 8 велись работы по созданию 85/87-мм зенитной пушки КС-29 с цилиндро-коническим стволом. Начальная скорость снаряда – 1500 м/с. А в августе 1947 г. технический проект уже был закончен, позже он был утвержден ГАУ и Министерством вооружений, а заводу № 8 было поручено изготовить 4 опытных образца КС-29. В том же 1947 г. завод № 8 вел работы по созданию 103/76-мм зенитной пушки с цилиндро-коническим стволом. Первый ствол уже был сдан в июле 1947 г. , второй – в декабре 1947 г. Но в ходе проведенных заводских испытаний выяснилось, что ствол недостаточно живуч. В 1948 г. ОКБ завода № 8 вело работы по «созданию 103/76-мм ствола КС-24 с начальной скоростью 1300 м/с и повышению живучести ствола за счет специального устройства снаряда». И уже в апреле 1948 г. был изготовлен опытный образец ствола. Известны также и нереализованные проекты зенитных орудий – 100-мм – 130-мм зенитные пушки ОКБ-8. Технический проект КС-11 100-мм зенитной пушки с электрическим следящим приводом был выполнен в марте 1954 г., а рабочие чертежи к этому времени были выполнены на 8 %. Но в конце 1954 г. дальнейшая работа была прекращена по решению ГАУ и Министерства оборонной промышленности. Подобная история вышла и с КС-13 – 100-мм зенитной пушкой с механизированным заряжанием. Когда проект уже на 10 % был выполнен, работы были приостановлены. А также КС-14 – 130-мм зенитная пушка с механизированным заряжанием на базе КС-30. Проект снова был выполнен на 10 %, когда работа прекратилась. И, наконец, КС-35 – 100-мм зенитная пушка повышенной мощности (если сравнивать с КС-19). Разрабатывали 2 варианта: КС-35 и КС-35Э, оснащенные гидро- и электроприводами. Предполагалось, что скорострельность готовых проектов составит 20 выстр./мин. Срок сдачи техпроекта был назначен на I квартал 1956 г., но работы вновь были остановлены.

Согласно приказу Министерства оборонной промышленности от 10 января 1955 г. ЦКБ-34 начало работы по теме «Исследование возможности создания 180-мм зенитной пушки с максимальным использованием узлов и механизмов от 152-мм зенитной пушки СМ-27». Аванпроект должен был быть закончен в IV квартале 1955 г. Однако решением Н. С. Хрущева все работы по сверхдальней, как и вообще по тяжелой артиллерии в целом, в 1955–1956 гг. были прекращены.

Всего до 1918 г. Путиловский завод изготовил 148 пушек Лендера.

Тактико-технические данные: обозначение – 76,2-мм пушка образца 1914–1915 гг., тип – зенитная пушка, калибр – 76,2 мм, вес в боевом положении – 1300 кг, длина ствола, калибров – 30,5, скорострельность – 15-20 выстр./мин., дальность стрельбы по вертикали – 6900 м, дальность стрельбы по горизонтали – 8500 м.