Индекс материала
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД А–4 (ФАУ–2)
Страница 2
Все страницы

Главным условием использования астронавигационного метода управления является постоянство положения снаряда и следование с постоянной скоростью. Этот метод управления в наше время может найти использование в крылатых управляемых снарядах типа «Снарк», где управление горизонтальным полетом может реализовываться при помощи трехстепенного гиропилота. Главным преимуществом астронавигационной системы является то, что она не чувствительна к радиопомехам, формируемым противником. Астронавигационная система управления обладает двумя спаренными короткими телескопами, ведущим и следящим, расположенными во вращающемся астрокуполе в передней части снаряда. Телескопы могут также легко обращаться в вертикальной плоскости на совместной оси. Следящим телескопом является светочувствительный прибор, который обязан в любом положении снаряда, наблюдая за положением назначенной крупной звезды по одному из углов ее ориентировки, снабдить ведущий телескоп, который следит за положением той же звезды по другому углу ее ориентировки, направлением на выбранную звезду. Помимо этого, этот прибор должен постоянно менять положение ведущего телескопа вслед за передвижением этой звезды на небосводе. Управление организовано на принципе постоянного следования снаряда за передвижением географического места избранной звезды. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси эта точка будет вырисовывать на поверхности Земли линию, которая может быть установлена заранее с абсолютной точностью. Для мишеней астронавигации должна быть избрана такая звезда, географическое место которой находится вблизи цели. Траектория полета снаряда напрямую зависит от кривой, которую вычерчивает географическое место данной звезды. Так как следящий телескоп снаряда на протяжении всего времени полета остается сориентированным на заданную звезду, то несомненно, что направление полета снаряда будет постоянно модифицироваться в соответствии со сравнительным перемещением этой звезды, благодаря чему полет снаряда будет происходить по кривой. Пуск снаряда в заблаговременно рассчитанное время, т. е. в соответствии с заданным положением географического места выбранной звезды в момент пуска, отвечает за прохождение траектории полета снаряда аккуратно над целью. Может быть выбрана и такая звезда, траектория географического места которой располагается сзади места расположения стартовой площадки снаряда; в таком случае телескоп будет следить за перемещением звезды, которая располагается в направлении, антагонистическом направлению полета. Затем остается только заставить снаряд приземлиться точно на цель. Одним из вариантов реализации этого является автономное наблюдение полета снаряда при помощи главного и двух вспомогательных радиолокаторов. Так момент появления снаряда над мишенью будет известен, и в необходимый момент особый радиосигнал вызовет нужное действие рулей управления. Это основные принципы астронавигационного метода управления полетом снаряда. Существует несколько добавочных факторов, которые нужно учитывать, в особенности снос снаряда ветром при синхронном сохранении стабильности путевой скорости снаряда. Несомненно, что точность астронавигационного метода будет существенно выше, если телескопы снаряда в соединении с вычислительным устройством синхронно будут вести наблюдение за двумя разными звездами, а не за какой–то одной конкретной.

В отдельных отношениях сложность задачи управления полетом снарядов дальнего действия гиперболизируется. К примеру, противнику будет очень тяжело создать радиопомехи для радиосистемы с узким УКВ–радиолучом, сориентированным непосредственно на снаряд с самолета, расположенного на большой высоте на дистанции в сотню километров от управляемого снаряда и играющего роль станции управления. В особенности трудно сформировать помехи для такого класса снарядов, который первоначально нацеливается полностью независимо, как, к примеру, Фау–2, после чего при подходе к цели в ходе буквально нескольких секунд получает корректирующие радиосигналы с самолета. Планировалось в испытательных целях оборудовать управляемый снаряд А–9 специальной герметической кабиной для летчика, который был обязан после завершения полета произвести посадку. По полученным данным, посадочная скорость этого снаряда с пустыми баками должна приблизительно составлять не более 160 км/ч. Реализация такого проекта дала бы возможность приобрести некоторую информацию о реакции человеческого организма на разнообразную величину силы тяжести. В этом управляемом снаряде летчик не только ощутил бы отсутствие силы тяжести при беспрепятственном падении снаряда, но и подвергся бы большим перегрузкам при выводе снаряда из зоны пикирования, а также воздействию высокой температуры в кабине, возникающей благодаря аэродинамическому нагреву корпуса снаряда в момент его снижения. В самом деле, одной из самых трудноразрешимых проблем, появляющихся при формировании сверхзвуковых снарядов, является высокая температура нагрева снаряда из–за трения. Спуск на землю стартового двигателя А–10, а также возврат снаряда А–9 в плотные слои атмосферы обуславливаются высоким нагревом и крайне большими аэродинамическими нагрузками. В процессе проведения в США высотных испытаний снаряда Фау–2 отдельные его агрегаты часто получали значительные повреждения из–за чрезвычайно большого нагрева в полете. При скорости полета снаряда, составляющей 2 Ма, и при температуре воздуха –55 °С (на высоте приблизительно 24 км) стенки движущегося снаряда разогреваются до 160 °С, при скорости, составляющей 2,5 Ма, температура нагрева снаряда доходит до 252 °С, а при скорости полета 10 Ма температура нагрева в теории должна достичь нескольких тысяч градусов. Но еще очень мало известно об условиях полета на сверхзвуковых скоростях, которые соответствуют большим числам Маха, и влияние, которое такие скорости оказывают на конструкцию самолета, бесспорно, будет уменьшено необычными аэродинамическими эффектами. Своеобразное и очень смелое предположение выдвинул доктор Зенгер в своей программе сверхзвукового бомбардировщика.