Штурмовики Ил-2 во время Великой Отечественной войны выпускались в Самаре (тогда город Куйбышев). Перевезенное оборудование с завода ГАЗ-1 из Москвы позволяло наладить производство лучших штурмовиков, «летающих танков». На всё ушло два месяца, люди трудились на износ. На заводе ГАЗ-1 до этого делали истребители МиГи. А рядом с эвакуированным заводом работал другой, перевезенный из Воронежа, также выпускавший самолёты МиГ-3. Был в Самаре и моторостроительный завод.

До войны, в 1940 году силами заключённых были подготовлены площадки для заводов. Немцы, бомбя Москву, старались в первую очередь вывести из строя военные объекты, горел и ГАЗ-1, атакуемый зажигательными бомбами. Слова правительства о войне на чужой территории при отражении атак агрессоров «прожужжали» все уши населению. Тем не менее готовились-то и к непредвиденным обстоятельствам, то есть к войне на территории своей, и это было мудрым решением. В отличие от заводов, при эвакуации размещаемых в чистом поле, авиазаводы были перевезены в заводские помещения. Это позволило вскоре начать работать на полную мощность. И заводы №1 и №18 заработали, первый Ил-2 был выпущен в декабре 1941 года. Немецкий Вермахт стоял под Москвой, как никогда нужна была современная военная техника и штурмовики начали полёты. Первый год войны был самым тяжёлым для штурмовиков, лётчиков, ещё не обученных летать на новых машинах, сбивали гитлеровские асы. Однако грозное боевое оружие наносило большой ущерб фашистам, горела их техника, уничтожалась пехота и танки. Пушки, пулеметы, реактивные снаряды и авиабомбы с малых высот уничтожали солдат и технику, в том числе и танки. Бронированная кабина и средняя часть самолёта защищали от пуль и осколков лётчика и стрелка. Конечно измерить удовлетворенность пользователей этой техники, как сейчас с помощью сервиса Marketdata было нельзя, но достоверно известно, что лётчики не боялись летать на столь крепких и надежных самолетах.

Как смерч налетали Илы на противника, сея ужас и разрушения, благодарственные письма с фронта на завод подтверждали правильность выбора типа самолёта. После войны стратегические уже бомбардировщики Ту-16 выпускались в Самаре. Завод №1 перепрофилировали на производство ракет. Первый советский спутник был выведен в космос ракетой-носителем Р-7, изготовленной на этом заводе. Затем полетел Юрий Гагарин, отправились к Венере космические станции.