В подготовительный период систематические удары союзной авиации в течение почти двух месяцев причинили большие повреждения военно-морским базам, аэродромам, портам, объектам обороны на острове и на юге Апеннинского полуострова. Прервалось движение судов в Мессинском проливе, деятельность портов была парализована, снабжение войск и населения нарушилось. Немецкое командование было вынуждено перевести оставшуюся часть авиации на материковые аэродромы Италии. Все это создало благоприятные условия для развертывания союзных сил и высадки десанта.

Системой мер маскировки англо-американское командование сумело добиться оперативной внезапности высадки в Сицилию. В тот момент остров обороняли девять слабо вооруженных итальянских дивизий. В центральной части острова находились две немецкие дивизии (моторизованная и танковая), в ходе операции на Сицилию была переброшена еще одна немецкая дивизия. Эти соединения представляли собой наиболее боеспособную силу, но они не имели надежной поддержки с воздуха и моря. Итало-немецкая авиация понесла значительные потери, и к моменту высадки союзных войск на острове было всего 160 немецких и 80 итальянских самолетов.

Союзникам удалось впервые осуществить одновременную массовую высадку восьми дивизий на необорудованное побережье. В ходе ее силы флота сыграли существенную роль в отражении контратак немецких и итальянских войск на американском участке «Дайм», где десант, не получая достаточной поддержки авиации, попал в тяжелое положение.

Слабое авиационное прикрытие высадки позволило противнику потопить 12 десантных кораблей и транспортов и один эсминец, повредить ряд надводных кораблей, в том числе тяжелый авианосец 2. Когда были заняты аэродромы, союзное командование быстро перебазировало сюда истребители. После этого авиационная поддержка войск и сил флота стала более эффективной.