Штурмовое десантное соединение осуществляло прорыв противодесантной обороны противника, обеспечивало высадку дивизии или бригады в целях захвата участка для высадки корпуса. Оно включало соединения десантно-высадочных средств, кораблей ближней огневой поддержки, тральных сил и специальных судов. С воздуха его обычно поддерживало специальное соединение авиации.

Такими соединениями командовали наиболее опытные адмиралы, которые руководили боем за высадку со специальных штабных кораблей, представлявших собой переоборудованные пассажирские лайнеры. На этих яге кораблях находились командир соединения десантных войск со своим штабом и представитель авиации.

Функции командира оперативного десантного соединения заключались главным образом в обеспечении перехода морем и доведении до района высадки штурмовых соединений. После захвата плацдармов он руководил вместе с командирами корпусов перевозкой дивизий второго эшелона.

В целом такая организация себя оправдывала, хотя имела и недостатки. Наиболее слабым ее местом было недостаточное взаимодействие с авиацией. Ни командующий десантными войсками, ни командующий силами флота не имели в своем распоряжении тактической авиации. Централизованное управление всеми военно-воздушными силами затрудняло перенацеливание их усилий при изменении обстановки.

После высадки второго эшелона корпусов войска расширяли захваченные участки в один общий плацдарм, на который высаживался второй эшелон армий.

С завершением десантной операции десантные оперативные соединения расформировывались и флот приступал к выполнению последующих задач, предусмотренных морской частью стратегической операции.