Все эти меры наряду с крупными недостатками в организации американской оперативной военно-морской разведки позволили японским авианосцам воскресным утром 7 декабря 1941 г. обрушить внезапный удар на корабли Тихоокеанского флота США в гавани Пёрл-Харбора.

За 1 час 50 минут до нападения на Пёрл-Харбор начали боевые действия японские морские десантники, высадившиеся в Британской Малайе у Кота-Бару. Английское командование, вскоре получив сообщение об этом, направило сюда свою эскадру.

Особенности и итоги Гавайской операции подробно освещены в военно-исторической литературе и хорошо известны 2. Потеряв всего 29 самолетов, Япония одним ударом добилась превосходства на море и получила возможность вести широкие наступательные действия в западной части Тихого океана. Большое значение имели и моральные последствия катастрофы в Пёрл-Харборе.

Помимо внезапности эффективность удара была обеспечена высокой степенью массирования авиации (первую волну составили 183 самолета, а вторую с интервалом в 1 час 15 минут - 171 самолет).

Налет каждой волны продолжался около часа. Авианосное соединение действовало точно по разработанному плану и почти не встречая противодействия противника.

Однако японское командование не сумело полностью выявить обстановку и реализовать все имевшиеся возможности. В целях обеспечения наступления армии на юге важно было добиться уничтожения основного объекта удара - американских авианосцев. Японское авианосное соединение имело достаточно сил, чтобы обнаружить и атаковать американский авианосец «Энтерпрайз», находившийся в 200 милях от острова Оаху. Но японский командующий ограничился ударом по кораблям и самолетам в базе и быстро, без острой необходимости вывел соединение из района операции. Не подверглись удару и наземные портовые сооружения и склады в Пёрл-Харборе. Между тем уничтожение запасов топлива могло надолго задержать развертывание американцами боевых действий в западной части Тихого океана.