Получали значительное развитие и военно-воздушные силы флота, включавшие базовую авиацию (действовала с наземных аэродромов), авианосную и гидроавиацию. Японское командование считало, что «без господства в воздухе не может быть господства на море». Поэтому значительное место в кораблестроительной программе отводилось созданию авианосцев. К началу войны их количество превосходило состав авианоспого флота противников Японии.

Основной задачей подводных лодок считалось уничтожение крупных надводных кораблей и ведение дальней разведки. Их действия на коммуникациях противника недооценивались.

Исходя из целей борьбы с флотом США, японское военно-морское командование развивало систему базирования кораблей и авиации, а также планировало захват баз на островах Тихого океана, для чего имело в составе флота десантные корабли специальной постройки и части морской пехоты.

В совместных действиях с армией флот должен был прежде всего обеспечивать высадку крупных морские десантов и защиту морских сообщений с метрополией. Одна из задач армии заключалась в захвате баз и аэродромов противника для военно-морских сил.

В армии и на флоте большое внимание уделялось развитию теории и практики десантных действий. К началу второй мировой войны Япония имела до шести типов десантно-высадочных средств и специальные армейские транспорты, предназначенные для перевозки и высадки войск на берег. На опыте десантных действий в Китае было разработано специальное наставление по проведению десантных операций, которое в 1941 г. было отработано на совместных учениях армии и флота.

Масштабы десантных операций предусматривали высадку от 2 до 5 дивизий (армия). Основными принципами их организации являлись исключение шаблона в замысле и планировании, тщательность и скрытность подготовки, быстрота и решительность действий, удержание инициативы. Особое значение придавалось достижению внезапности скрытным развертыванием сил и высадкой войск в ночное время.