Аппараты, которыми оборудуются как подводные лодки, так и надводные корабли разнообразных классов. В 70–х гг. XX в. на флотах абсолютно всех морских держав строили специальные миноноски, имеющие скорость порядка десяти узлов. Торпедные аппараты располагались на них ниже ватерлинии и именовались миновыпускными трубами. Таким образом, первые торпеды (именовавшиеся тогда самодвижущимися минами) являлись прямоидущими, процесс наведения их на цель проходил при помощи маневра корабля, из–за чего миновыпускные трубы (чаще всего две) ставились в носовой конечности корабля параллельно его диаметральной плоскости. В процессе увеличения максимальной скорости кораблей все больше и больше начало ощущаться сопротивление встречного потока воды, который обтекал корпус. Торпедные аппараты, или, как их тогда называли, минные орудия или выбрасывающие аппараты, начали размещаться выше ватерлинии. Их помещали внутри носовой надстройки корабля, а трубе аппарата специальным образом придавался отрицательный угол возвышения. Значительно позже для того, чтобы производить наводку торпеды на цель не с помощью корабля, а торпедными аппаратами, их начали помещать на верхней палубе, при этом сделав их подвижными относительно вертикальной оси. Конструкция этих аппаратов позволяла изменять угол возвышения в диапазоне его отрицательных значений. Надводные аппараты были значительно легче по конструкции, чем подводные, их проще было обслуживать. Они имели значительно меньший вес. Кроме того, надводные торпедные аппараты могли располагаться по всем свободным от остальных видов вооружения надстройкам, а также на верхней палубе корабля. С увеличением мореходности кораблей и с повышением радиуса их действия возникли объективные условия для разработки контрминоносцев, а позже и эскадренных миноносцев, которые имели несколько двух– или трехтрубных торпедных аппаратов, у которых можно было менять угол растворения между трубами. Подводными были только лишь торпедные аппараты крупных надводных кораблей, которые имели артиллерийское вооружение. Эти аппараты, которые, как правило, были однотрубными, располагались чаще всего перпендикулярно диаметральной плоскости корабля, благодаря чему приобрели название траверзных. Использование таких аппаратов, абсолютно неподвижно зафиксированных в корпусе корабля, стало возможным, так как к тому времени отпала необходимость нацеливания торпед на место кораблем или торпедным аппаратом, потому что появились телеуправляемые торпеды. Сформировавшиеся еще до Первой мировой войны основные принципиальные схемы подводных торпедных аппаратов с отдельными конструктивными вариациями остались практически постоянными на всех флотах до данного времени. Современный торпедный аппарат является достаточно сложным техническим устройством, оборудованным различными автоматизированными системами. Он обязан обеспечить сохранность торпеды до самого выстрела, выброс ее и необходимые начальные параметры движения и к тому же запуск ее двигателя в главный момент. Если аппарат располагается на надводном корабле, то важным условием является пролет торпеды над палубой и дальнейшее безаварийное ее приводнение. Особенную значимость имеет третье требование, когда дело касается торпед, управляемых по проводам, так как в этом случае нужно снабдить торпеду с кораблем надежной связью. Конструктивные свойства торпедных аппаратов обусловливаются прежде всего их назначением: для стрельбы с установленных расчетных глубин, т. е. из–под воды, или в обстановке обычного атмосферного давления воздушной среды. Кроме того, в зависимости от калибра используемых боеприпасов разделяют аппараты для малогабаритных и крупногабаритных торпед. К первым относятся аппараты для стрельбы торпедами, имеющими калибры 323, 400 и 482 мм, а ко вторым – аппараты калибров 533, 600 и 760 мм. Торпедные аппараты делятся на однотрубные, которые предназначены для малых и сверхмалых подводных лодок, противолодочных и торпедных катеров; двух– и трехтрубные, используемые для средних надводных кораблей (горизонтальные и двухъярусные); четырех– и пятитрубные – для самых крупных надводных кораблей, к примеру эскадренных миноносцев. На подводных лодках используется расположение торпедных аппаратов блоками. К примеру, на многоцелевых дизельных лодках их число в блоке в носовом торпедном отсеке доходит до восьми штук. Эти блоки могут состоять из нескольких вертикально или горизонтально размещенных торпедных аппаратов. Существуют и другие конструктивные решения. Помещаемые на сверхмалых подводных лодках бугельные торпедные аппараты играют роль захватов для торпед или мин. На некоторых сверхмалых кораблях ставятся трубные вкладные торпедные аппараты, помещаемые в особых нишах верхнего слоя корпуса. В зависимости от поставленных боевых задач эти аппараты могут заряжать как торпедами, так и минами. Кроме торпедных аппаратов, спроектированы и другие технические средства для запуска торпед. К примеру, в устройстве, функционирующем по принципу водометного движителя, использован одноступенчатый насос, имеющий рабочее колесо диаметром 510 мм. Подача жидкости в процессе выталкивания торпеды реализуется при частоте вращения турбины насоса около 2080 об/мин. Главным преимуществом этого решения считается малая шумность в процессе пуска торпеды. Иной конструкцией лодочного технического средства является пневмогидравлическое устройство, предназначенное для беспузырькового выстреливания торпед с подводных лодок при помощи штока, жестко соединенного с поршнем. Для того чтобы предотвратить в конце хода торпеды удар поршня об ограничитель, использован тормозной пневмогидравлический аккумулятор, который применяется в роли откатного устройства. Есть также и аппарат, приводящийся в действие при помощи гидростатического давления забортной воды. В трубе такого аппарата расположен поршень. Все свободное пространство, находящееся между поршнем и задней крышкой трубы, регулярно сообщается с забортной водой. В процессе стрельбы вода занимает полость между стенками трубы и торпедой. После выхода ее воду отливают в специальный резервуар. Появляющаяся при этом разность давлений вокруг поршня достаточна для того, чтобы оборвать трос, который прикрепляет торпеду в трубе, и вытолкнуть из нее торпеду.