Самодвижущийся подводный снаряд калибром до 550 мм и длиной от двух до шести метров, несущий заряд в несколько десятков килограммов и способный пройти до двух километров, точно выйдя на цель. Первая торпеда, или, как сначала говорилось, самодвижущаяся мина, была создана русским изобретателем И. Ф. Александровским. Впервые Россия успешно применила торпеды в ходе Русско–турецкой войны 1877–1878 гг., когда благодаря операции под руководством адмирала Макарова 14 января 1878 г. катера «Чесма» и «Синоп» были спущены с минного транспорта «Великий князь Константин» и потопили вражеский пароход «Интибах».

В носовой части торпеды находится боевое отделение с взрывчаткой и взрывателями. За ним идет машинное отделение с небольшим двигателем, работающим на спирте, керосине или сжатом воздухе. В хвостовой части находятся винты и оперение с рулями, на которые при отклонении торпеды от курса действуют специальные приборы. Во время Второй мировой войны немцы применили акустические торпеды, шедшие на шум винтов корабля, но минеры раскрыли их секрет. Торпеды сбрасывались с самолетов–торпедоносцев или выстреливались с помощью сжатого воздуха или заряда пороха из торпедных аппаратов. Ими вооружались не только легкие быстроходные корабли, специально построенные для торпедных атак: миноносцы, торпедные катера, подводные лодки, но и крейсера и даже броненосцы и линкоры. На катерах Г–5 торпеды сбрасывались из специальных желобов за корму, на Д–3 были особые бугельные сбрасыватели, и только на появившихся в 1945 г. катерах стояли однотрубные аппараты. На более крупных кораблях, где вес не так важен, ставились трубные поворачивающиеся аппараты на платформах с особыми прицелами. В подводных лодках трубные аппараты жестко устанавливались в корпусе, как на первых маленьких миноносцах, и в цель наводились на корабле.

Современные торпеды имеют активные или пассивные системы наведения либо управляются дистанционно. Благодаря миниатюризации деталей появились легкие торпеды, которые сбрасываются с самолетов и используются как противолодочное оружие.

Классификация ракет:

1) по типу двигателя:

а) на сжатом воздухе (использовались до Первой мировой войны);

б) парогазовые: сгорание жидкого топлива в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды;

в) пороховые: с помощью газов, выделяющихся при медленном сгорании пороха, вращался вал двигателя или турбина;

г) электрические;

д) ракето–торпеды: отсутствуют гребные винты, используется реактивная тяга (пример – торпеда «Шквал»);

2) по способу наведения:

а) неуправляемые: самые первые торпеды;

б) прямоидущие: торпеды, имеющие магнитный компас или гироскопический полукомпас;

в) маневрирующие по заданной программе: этот тип торпед применялся фашистской Германией во время Второй мировой войны;

г) самонаводящиеся пассивные: торпеды наводятся по физическим полям цели, обычно по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (акустические торпеды «Цаукениг» и «Файдо»);

д) самонаводящиеся активные: оснащены гидролокатором (все современные противолодочные и многоцелевые торпеды).

Для Военно–морских сил Германии разработаны противолодочная торпеда класса «Зеешланге», носителями которой являются подводные лодки, и противокорабельная – класса «Сил». Главное внимание при их проектировании обращалось на унификацию бортового оборудования. Обе торпеды обладают электрической энергосиловой установкой со специальным малошумным биротативным электрическим двигателем. Привод гребных винтов реализован без редуктора. Серебряно–цинковая аккумуляторная батарея запускается в момент пуска. Управление торпедами осуществляется по проводам. Все эти торпеды снабжены активными и пассивными акустическими каналами аппаратуры самонаведения. Все электронное оборудование находится в одном отделении. Для торпед спроектировано оборудование автоматического наблюдения за исправным состоянием в ходе длительного хранения. В наше время противокорабельной 533–мм торпедой «Сил» оборудованы и сторожевые катера. Она выпускается в двух версиях: SST–4 и SUT. Первая специализирована на стрельбе по надводным кораблям и управляется по проводу. Торпеда такого типа снабжена особенной, активно–пассивной акустической аппаратурой самонаведения, контактными и неконтактными взрывателями. Может перемещаться со скоростью 19, 23 и 35 узлов при разности хода 24, 22 и 19 км соответственно. Она оборудована ампульной серебряно–цинковой батареей. Торпеда, имеющая вторую классификацию, универсальна по применению, ее электронные узлы составлены на интегральных элементах. Взрывчатое вещество имеет массу 260 кг. Наибольшая глубина хода составляет 300 м. На вооружении военно–морских сил Италии находится комбинированная противолодочная телеуправляемая торпеда, имеющая название «G6ef» «Кангуро». Она обладает электрической энергосиловой установкой и акустической аппаратурой самонаведения. По своей конструкции «G6ef» представляет собой сочетание торпеды–носителя, имеющей калибр 533 мм, и малогабаритной торпеды «Мк44», применяющейся в роли активной боевой части, общая масса которой составляет 1130 кг. Процесс управления осуществляется по проводу. При сближении с целью и ее захвате аппаратурой самонаведения по указанию оператора боевая часть, т. е. торпеда «Мк44», отсоединяется от носителя и настигает цель самостоятельно. Вторая итальянская торпеда класса «А–184» используется с надводных кораблей и подводных лодок. Это многоцелевая торпеда, т. е. используется против как надводных кораблей, так и подводных лодок. Торпеда обладает многорежимной электрической энергосиловой установкой. Телеуправление осуществляется по проводу. На заключительном участке поиск цели реализуется при помощи активно–пассивной аппаратуры самонаведения. В основной части торпеды находятся неконтактный и контактный взрыватели.

На вооружении военно–морских сил Франции находятся крупногабаритные торпеды классов «Е14», «Е15», «Е16», которые устанавливаются на подводных лодках, «L3», «L5», помещающиеся на надводных кораблях или подводных лодках, и «L4» – авиационные торпеды. Торпеды «Е14» и «Е15» используются для операций против надводных кораблей. В роли энергосиловой установки применяется высокооборотный электродвигатель, который питается от специальной никелево–кадмиевой акустической батареи. Аппаратура самонаведения имеет антенну, состоящую из четырех преобразователей. Дальность действия торпед составляет приблизительно 800 м. Магнитные неконтактные взрыватели могут срабатывать под размагниченным кораблем–целью на дистанции, не превышающей 4 м. Масса торпеды «Е15», имеющей калибр 550 мм, – 1350 кг. Взрывчатое вещество обладает массой в 300 кг. Скорость хода составляет 25 уз. Стрельбу торпедой разновидности «Е16» осуществляют с подводных лодок по надводным кораблям с глубины, достигающей 150 м. Эта торпеда обладает аппаратурой самонаведения. Прибор маневрирования отвечает за движение торпеды по особенной, синусоидальной траектории в горизонтальной плоскости. Процесс подрывания заряда взрывчатого вещества осуществляется контактным и неконтактным взрывателями. Противолодочная торпеда класса «L3» и калибра 550 мм может запускаться из торпедных аппаратов и надводных кораблей, и подводных лодок. Скорость хода торпеды составляет 25 уз. На самом начальном участке траектории она управляется специальными автономными приборами, а при достаточной близости к цели запускается активная акустическая аппаратура самонаведения, имеющая радиус реагирования около 600 м. Она функционирует на частоте 35 кГц. Неконтактный взрыватель запускается в процессе приема эхосигналов от главной цели на дистанции, не превышающей 20 м. Торпеда класса «L5» оборудована электрической энергосиловой установкой. Управление реализуется при помощи активно–пассивной аппаратуры самонаведения. Могут использоваться разные режимы, т. е. стрельба с подключенной активной или пассивной аппаратурой самонаведения или процесс поиска по программе.

Существует несколько способов борьбы против торпед. Действенным методом функционального противодействия самонаводящимся торпедам, имеющим акустическую пассивную систему самонаведения, принято считать создание мощного подводного шума на небольшом удалении от плывущего корабля. В таком случае в роли источников этого шума применяют буксируемые на дистанции в 200–250 м за бортом корабля излучатели с автоматическим, электрическим приводом. Это так называемые акустические охранители. Поле звука охранителя по спектру сходно с акустическим полем корабля, однако интенсивность шумов выше в 15–20 раз, из–за чего торпеда обычно наводится на излучатель. Но использование акустических охранителей имеет ограничение в том, что они формируют сильные помехи работе своих собственных корабельных гидроакустических станций. Помимо этого, их использование усиливает совместное поле корабля, что затрудняет нахождение его подводной лодкой противника. В качестве средств противодействия самонаводящимся торпедам подводные лодки зарубежных флотов используют также самоходные имитаторы различных подводных лодок, так называемые ложные цели. Эти имитаторы передвигаются по заблаговременно написанной программе на протяжении длительного времени и воссоздают помимо первичного акустического поля лодки вторичное, так называемое отраженное поле. Самый распространенный имитатор имеет форму малогабаритной торпеды. Длина корпуса составляет 3,4 м, а масса – 165 кг, длительность перемещения со скоростью 8 уз. – около 2 часов, а глубина погружения составляет 60–120 м. Имитатор испускается из обыкновенного торпедного аппарата. Чрезвычайно эффективным орудием борьбы с торпедами каждого типа являются корабельные глубинные бомбы. При помощи взрыва этой бомбы можно разрушать электронную систему самонаведения торпед, осуществлять самосрабатывание взрывателей, на маленьких расстояниях полностью разрушать корпус торпеды. К примеру, взрыв глубинной бомбы, обладающей массой 100 кг, уничтожает торпеду в радиусе 10 метров от эпицентра взрыва на глубинах, достигающих 300 м. Военно–морские силы многих стран для формирования ложных целей для вражеских торпед также широко используют различные средства гидроакустического противодействия.

 

Обновлено ( 15.09.2009 18:39 )