Баллистическая ракета подводных лодок. Разработка этой ракеты в 1971 г. была поручена конструкторскому бюро под руководством В. П. Макеева. Первые испытания, которые прошла уже изготовленная ракета, были бросковыми испытаниями. Испытания производили на макетах, полностью идентичных данной ракете своими размерами. Также в ходе проведения этих испытаний было обращено внимание на возможность запуска ракеты из сухой шахты, совершенствовались и дорабатывались составные компоненты пусковой установки. Также проводились пробные старты ракеты из «сухой» шахты, но из двух различных положений – из надводного и из подводного. При этом предельно внимательно отслеживалось передвижение ракеты на подводном этапе, разбор каждого действия был доскональным. К примеру, в ходе проведения совместных испытаний, в процессе которых ракеты стартовали с наземного стенда, конструкторами было обнаружено внушительное число недоработок. Особенно много недостатков было обнаружено в двигательных установках, расположенных как на первой, так и на второй ступени ракеты. После испытаний последовал период доработки ракет, а в особенности усовершенствование работы и устройства двигателей. Новые испытания проводились уже после завершения этих работ. Тогда ракета стартовала с борта тяжелого подводного головного крейсера. На этот раз было произведено 13 запусков ракеты, причем 11 из них оказались удачными. Поэтому в 1984 г. был принят на вооружение боевой ракетный комплекс Д–19, в состав которого входила ракета подводных лодок Р–39. Р–39 представляла собой трехступенчатую ракету, ступени которой располагаются в последовательном порядке. Считалось, что эта ракета несколько ограничена в использовании, поскольку является разработанной специально для стрельбы из тяжелого подводного головного крейсера «Акула» (стратегического назначения). Р–39 является первой ракетой, произведенной в СССР, которая работает на твердом топливе вместо привычного жидкого двухкомпонентного топлива, на котором работало большинство российских ракет. К тому же она выгодно выделялась и той своей особенностью, что, являясь достаточно крупной и тяжеловесной ракетой морского базирования, пользовалась высоким спросом, и производство ракет этой серии шло в весьма крупных масштабах. Ракета обладала внушительной массой при старте – 84 т, а длина ее составляла 17,1 м. Ракета включала в свой состав двигатели, расположенные на первой и второй ступенях, изготовленные по схеме «кокон». Двигатели, в свою очередь, оснащены сопловыми блоками, снабженными одним соплом каждый. На третьей ступени располагается двигатель, работающий на твердом топливе, а окружают его составные компоненты головной части. Сопло твердотопливного двигателя дополнительно оснащено выдвигаемой насадкой. Головная часть собрана из аппаратуры систем управления, боевого оснащения и жидкостного ракетного двигателя. Боевое оснащение включает в свой состав 10 боевых блоков, каждый из которых обладает мощностью 100 кт, а также способностью отдельного наведения, вне зависимости от действий остальных 9 боевых блоков. Функцией ракетного двигателя является осуществление процесса разведения боевых блоков. В состав инерциальной системы управления также входит специальная аппаратура астрокоррекции. Включение в состав ракеты этого устройства гарантирует, что максимальная погрешность при стрельбе на расстояние 8300 км составит не более 500 м. Ракеты могут храниться и непосредственно на самой подводной лодке, но исключительно в подвешенном состоянии. При этом необходимо, чтобы шахты подводной лодки были оснащены опорными кольцами, которые служат опорой для подвешенной ракеты. К тому же каждое кольцо является составным компонентом стартовой системы. Стартовая система, в свою очередь, является ответственной за процесс амортизации ракеты, а также гарантирует, что пространство шахты будет герметизированным. К тому же стартовая система ответственна за поддержание необходимого уровня безопасности в момент, когда ракета покидает шахту. Для пуска ракеты из «сухой» шахты необходим специальный пороховой аккумулятор. Пороховой аккумулятор устанавливается в сопле двигателя, расположенного на первой ступени. В устройство ракетно–стартовой системы дополнительно включены специальные заряды. Их непосредственной функцией является произведение газоструйной защиты в момент прохождения подводного участка. Также созданная газовая струя способствует уменьшению гидродинамической нагрузки, воздействующей на ракету. Во время выхода ракеты из воды в устройстве ракеты осуществляется еще один процесс – отделяется ракетно–стартовая система. Дабы обеспечить подводной лодке требуемый уровень безопасности, ракета в момент выхода из воды относится в другом направлении по отношению к лодке. В сравнении с американским вариантом подобной ракеты советская Р–39 оказалась намного превосходящей свой западный аналог как в весовой категории, так и в величине устройства в целом. В 1985 г. боевой советский ракетный комплекс Д–19, в состав которого входила и баллистическая ракета подводных лодок Р–39, был подвержен модернизации. Эти действия предпринимались для того, чтобы весь комплекс в целом стал более удобным и простым в эксплуатации, а также более действенным. С этой целью в комплексе установили иные боевые блоки, а зона их разведения изготавливалась теперь больших размеров. Уже в 1989 г. обновленный ракетный комплекс поступил на вооружение. Ракета для подводных лодок Р–39 функционирует, и наше время, шесть подводных лодок в России имеют в своем составе и баллистическую ракету Р–39.