Межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка тяжелой ракеты была поручена Днепропетровскому КБ под руководством В. Ф. Уткина. При создании этой ракеты использовалась абсолютно вся информация, накопленная коллективом за долгие годы исследований и опытов. А 21 февраля 1973 г. был осуществлен первый старт ракеты Р–36М. Но поскольку ракета относилась к классу тяжелых ракет третьего поколения, испытания несколько затянулись по причине возникновения некоторых сложностей в ходе проведения испытаний. Потому испытания были окончены лишь 1 октября 1975 г.; а 30 ноября 1975 г. был поставлен на боевое дежурство первый боевой ракетный комплекс новейшего образца, включавший в свой состав и баллистическую ракету Р–36М. Ракета Р–36М представляла собой двухступенчатую ракету, изготовленную по схеме «тандем». Ступени ракеты были разделены последовательно. Первая ступень была собрана из переходного отсека, топливного отсека, поддона и боковой защиты двигательной установки. Вторая ступень включает в свой состав, так же как и первая, переходный отсек, отсек топливный и дополнительный теплозащитный экран. Бак горючего отделяется от бака окислителя при помощи промежуточного совмещенного днища, поскольку при контакте топливные компоненты моментально возгораются. Также ракета снабжена трубопроводами пневмогидравлической системы, которые расположены вдоль корпуса ракеты. Ее устройство включает в себя и бортовую кабельную сеть, которая при помощи кожуха как бы прикрывается. В состав двигательной установки, располагающейся на первой ступени, включены 4 автономные однокамерные ЖРД. ЖРД, в свою очередь, оснащены турбонасосной подачей топлива. Изготавливаются ЖРД по замкнутой схеме, располагаются в хвостовом отсеке ступени на раме шарнирным способом крепления. Управление полетом ракеты осуществляется следующим образом: в ответ на выданную системой управления команду двигатели отклоняются. Двигательная установка, расположенная на второй ступени, включала в свой состав однокамерный маршевый жидкостный ракетный двигатель и четырехкамерный рулевой жидкостный ракетный двигатель. Первый тип двигателей (маршевый) изготавливался по закрытой схеме, а второй тип (рулевой) – по открытой схеме. Но и первый, и второй типы двигателей работали на топливе, состоящем из компонентов, которые при малейшем взаимном контакте воспламеняются. Ракета в своем устройстве воплотила широкий ряд замечательных технических решений, вместила в себя достаточное количество оригинальных и интересных технических идей. К примеру, в устройстве этой ракеты использовался впервые химический наддув баков. Он осуществлялся следующим образом: в бак окислителя добавляли ничтожно малое количество горючего, а в бак горючего, следовательно, – малую толику окислителя. Также ракета снабжена инерциальной системой управления. Работа этой системы целиком и полностью зависела от работы бортового вычислительного цифрового комплекса, который к тому же способствовал существенному повышению точности стрельбы. Межконтинентальная баллистическая ракета подобного типа устройства имела особенно внушительное боевое оснащение. Головная часть, входящая в состав Р–36М, могла быть двух типов. Первый тип представлял собой головную моноблочную термоядерную часть, обладающую мощностью, максимально достигающей 25 Мт. Второй же тип был представлен ракетной головной частью, оснащенной 8 боевыми блоками, каждый из которых был способен наводиться отдельно от других, мощность каждого блока достигала 500 кТ. Немаловажный факт: ракета была дополнительно оснащена комплексом, отвечающим за преодоление систем противоракетной обороны. Ракета могла разместиться в шахтной пусковой установке лишь при условии, что она дополнительно располагалась еще и в транспортно–пусковом контейнере. При этом шахтная пусковая установка должна была обладать повышенным уровнем защищенности. По окончании процесса заправки баков подобная ракета длительное время могла храниться в таком состоянии. Едва система управления получала информацию о выданной пусковой команде, автоматически в тот же момент начиналась и предстартовая подготовка ракеты и в дальнейшем ее непосредственный пуск. Надежность выполнения боевой задачи гарантировали постоянно и беспрерывно контролируемые параметры ракеты, обладающие повышенной степенью важности. Схема старта ракеты является «минометной». До середины 1980–х гг. ракета состояла на вооружении, но потом была успешно заменена своей собственной модифицированной и доработанной моделью – межконтинентальной баллистической ракетой Р–36МУ. На создание этой ракеты большое влияние оказали достижения американцев в области нейтронных боеприпасов, электроники и машиностроения, а также то, что требования, которым должны были отвечать ракетные комплексы стратегического назначения, существенно возросли. Особенное внимание уделялось боевым и эксплуатационным качествам ракеты. Модификация выгодно выделялась доработанной системой управления и усовершенствованным агрегатно–приборным блоком. В устройство ракеты включалось теперь 10 блоков. Местом их расположения являлась специальная рама, на которой они, прикрытые специальным обтекателем, устанавливались в два яруса. Заметными улучшениями, усовершенствованиями и доработками характеризовался теперь весь боевой ракетный комплекс. Во–первых, он стал более удобным в эксплуатации, но сохранил при этом свою надежность. Во–вторых, пусковые установки и пункты управления обладали, в сравнении с предшествующей моделью, значительно возросшим уровнем защиты. 31 октября 1977 г. были проведены первые летно–конструкторские испытания этой ракеты, и уже 18 сентября 1979 г. ракета была принята на вооружение и даже отправлена на боевое дежурство. Но все еще оставались возможности совершенствования ракеты. Правительственным постановлением было дано задание модифицировать ракету так, чтобы своими показателями она могла превзойти произведенную в США перспективную ракету, и противостоять сильнейшей противоракетной обороне, также разработанной в Америке. Должен был значительно возрасти уровень защищенности ракеты, чтобы она могла противостоять поражающему действию ядерного взрыва. Модернизированная модель ракеты впервые подверглась летно–конструктивным испытаниям в марте 1986 г., а продолжились они до июля 1988 г. 11 августа ракета поступила на боевое вооружение. Улучшенные характеристики и повышенное удобство в использовании были достигнуты путем внедрения нескольких прогрессивных конструкторских решений. Ракеты подобного рода заслуженно считаются самыми мощными из всего класса баллистических межконтинентальных ракет. Ракеты обладают внушительной силой ядерного воздействия и несомненной возможностью нанесения сокрушительного удара противнику. А это обеспечивает ракетам популярность, и даже на Западе ракеты подобного устройства именуются не иначе как «Сатаной». Но участь тяжелых межконтинентальных баллистических ракет российского производства весьма трагична: подписав Договор СНВ–1, СССР взял на себя обязательство снизить число своих разработанных ракет, относящихся к классу тяжелых и сверхдальнобойных; а подписав договор СНВ–2, и вовсе обязался истребить все российские межконтинентальные баллистические ракеты, относящиеся к классу тяжелых ракет, к 2001 г.