Советская баллистическая ракета подводных лодок. Разработка этой ракеты началась еще в августе 1956 г., а работы по ее конструированию и созданию были поручены молодому талантливому конструктору В. П. Макееву, который за свой недолгий срок работы в ОКБ уже успел зарекомендовать себя как крупный и способный руководитель. Потому и в момент создания нового специализированного КБ по разработке баллистических ракет для подводных лодок его преимущество в сравнении с другими кандидатами на должность главного конструктора было бесспорным. К тому же о нем очень положительно отзывался и С. П. Королев. Впоследствии сформировался коллектив этого конструкторского бюро, который со временем стал считаться основным и, пожалуй, лучшим разработчиком баллистических ракет подводных лодок в частности, а в целом – всех ракет морского базирования. Усердно работать над этим проектом в конструкторском бюро начали лишь в середине 1956 г. А первые летные испытания ракеты Р–13 были произведены в июне 1959 г. и продолжались вплоть до марта 1960 г. В ходе этих испытаний использовался специально разработанный комплекс, который служил имитатором подводной лодки в море. С этого комплекса было произведено в общей сложности 19 пусков, причем 15 из них показали весьма положительные результаты. Затем пуск ракет проводился с борта подводной лодки. Здесь проводились совместные испытания, в ходе которых было произведено еще 13 запусков. А уже 13 октября 1961 г. ракетный комплекс Д–2, включавший в свой состав баллистическую ракету подводных лодок Р–13, был принят на вооружение. Р–13 представляет собой одноступенчатую баллистическую ракету, оснащенную маршевым двигателем, работающим на жидком топливе. Основным компонентом топливного отсека являются топливные баки, которые были изготовлены несущими. В состав топлива входили два основных компонента: окислитель, представлявший собой раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте; горючее ТГ–2, которое включает в свой состав ксилидин и триэтиламин. Два этих составных компонента топлива при непосредственном контакте друг с другом моментально воспламеняются. Потому производитель пошел на следующую хитрость. Для окислителя и для горючего им предусмотрены отдельные баки. Перед выходом подлодки на боевую службу обыкновенно заправлялся бак окислителя, этот процесс происходил еще на базе. А уже непосредственно в процессе предстартовой подготовки производилась заправка бака горючего, заправлялся этот бак в море из подготовленных заранее цистерн лодки. Это разделение обеспечивало повышение взрывобезопасности ракет. Также устройство ракеты было снабжено двигательной установкой, состоящей из пятикамерного жидкостного ракетного двигателя, обладавшего тягой 25,7 т. Жидкостный ракетный двигатель включал в свой состав центральную камеру сгорания, а также четыре рулевые камеры сгорания. Разработан жидкостный ракетный двигатель был по открытой схеме. Инерциальная система управления использовалась с целью отработки начальных возмущений при пуске ракеты с подводной лодки. Также функцией инерциальной системы управления являлся вывод ракеты на заданную траекторию полета и контроль за тем, чтобы ракета с этой траектории не уклонялась, стабилизация стрельбы, обеспечение программного управления ракетой и, наконец, четкое определение момента времени, когда головная часть ракеты отделяется от цельной конструкции. Инерциальная система управления ракетой гарантировала точность стрельбы порядка 4 км. Р–13 была снабжена отделяемой в полете моноблочной головной частью, оснащенной термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Подобная мощность термоядерного заряда давала возможность наносить удары и по площадным целям. Также устройство головной части дополнительно включало в свой состав стабилизаторы. Ракета и пусковая установка были сконструированы таким образом, что старт ракет вполне возможно было осуществить с верхнего среза шахты, но исключительно в надводном положении лодки. При этом лодка должна обладать скоростью хода, не превышающей 15 узлов. Пуск ракеты был возможен по любому курсовому углу, но при волнении моря, не превышающем 5 баллов. Помимо баллистической ракеты подводных лодок Р–13 ракетный комплекс Д–2 включал в свой состав: корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы, три пусковые установки шахтного типа, приборы навигационных систем корабля, которые производили подготовку ракетной стрельбы. Именно навигационные системы снабжали ракетный комплекс информацией о месте, скорости, курсе, углах качки подводной лодки. Для запуска ракете требовалось время подготовки – порядка 15–20 минут. Это достаточно долгий промежуток времени для подобного вида оружия. Поэтому этот, казалось бы, незначительный показатель способствовал серьезному понижению боевой ценности новой модели баллистических ракет. Увы, по всем возможным показателям баллистическая ракета подводных лодок советского производства Р–13 во многом отставала от ранее созданной баллистической ракетой подводных лодок ПоларисА1 американского производства. Вплоть до 1973 г. баллистические ракеты Р–13 состояли на вооружении атомных и дизельных подводных лодок. А уже после 1973 г. на смену им пришли усовершенствованные и модернизированные модели ракет подводных лодок.