ПУЛЕМЕТЫ СТАНКОВЫЕ
ПУЛЕМЕТЫ СТАНКОВЫЕ Являются мощным видом стрелкового оружия нормального калибра.

Во второй половине XIX в. наука и техника достигли достаточных вершин в своем развитии, что позволило изобретателям и инженерам приступить к разработке многозарядного автоматического стрелкового оружия. Первым свой вклад внес англичанин Г. Бессемер, разработавший еще в 1835 г. схему использования энергии отдачи для открывания затвора пушки. В 1844 г. его соотечественник Блекли, сумев заставить работать и пороховые газы, придумал механизм, самостоятельно открывавший и закрывавший затвор. Данное открытие положило начало автоматическому стрелковому оружию, и первым всеобщее признание получил станковый пулемет. Его создатель, американский инженер X. Максим, не был профессиональным оружейником и с одинаковым успехом занимался крупным бизнесом и электротехникой, исследовал новые сорта порохов и проектировал летательные аппараты. Но именно изобретение пулемета принесло ему известность, славу и материальное благосостояние. Пулемет появился в 1883 г. и спустя два года был запатентован. Автоматика французского станкового пулемета Сент–Этьена образца 1907 г. и распространенного Гочкиса образца 1914 г. работала за счет отвода пороховых газов из ствола к механизму перезаряжания. В Первую мировую войну число станковых пулеметов в войсках непрерывно увеличивалось. К 1917 г. только во французской армии их было почти 80 тыс. В последующие годы военные инженеры, учитывая предыдущий боевой опыт, всячески старались значительно облегчить оружие, увеличивая его подвижность. Многие из них, последовав примеру Одколека, ушли от принципа водяного охлаждения ствола, громоздких и труднопередвигаемых колесных и салазочных лафетов. А в середине 1920–х гг. итальянцы запустили в производство серию станковых пулеметов Фиат с треногами весом всего по 2,5 кг. Единственным недостатком такой конструкции оказалась ее неустойчивость по сравнению с обычными станками весом 18–27 кг. Отказ от водяного охлаждения позволил инженерам–конструкторам «Фиата» изготовить в 1935 г. пулемет, облегченный до 6,5 кг. Однако все эти преобразования снижали высокий темп стрельбы, так как ствол, охлаждаемый только окружающим воздухом, очень быстро разогревался. Кроме того, по той же причине увеличивался разброс пуль. Впоследствии итальянские военные инженеры–конструкторы модернизировали данную модель станкового пулемета, дополнив стандартную комплектацию последнего запасным, сменным стволом. Эти новшества нашли свое воплощение в новой модели станкового пулемета Бред. При этом вся операция по смене ствола производилась всего за 4 с. Другим нововведением стали воронкообразные пламегасители, благодаря которым вспышки выстрелов не слепили пулеметчика. В 1930–е гг. станковые пулеметы были преобразованы в противовоздушные за счет предложения советским конструктором С. В. Владимировым в 1931 г. модели универсального станка без обычного хобота, а с выдвижными телескопическими ногами–трубами. Также к стандартной комплектации добавились кольцевой дистанционный прицел и зенитный вертлюг. Однако для борьбы с новыми боевыми самолетами станковым пулеметам не хватало скорострельности. Это привело к появлению следующего поколения станковых пулеметов с двумя режимами ведения огня (пониженным для поражения наземных целей и повышенным для стрельбы по самолетам). Так, советский образца 1939 г. имел темп стрельбы непрерывным огнем соответственно 600 и 1200 выстр./мин., а чехословацкий станковый пулемет образца 1937 г. – 500 и 750. После окончания Второй мировой войны на смену классическим станковым пулеметам, создававшимся исключительно для поражения наземных целей на дистанции до 1000 м, пришли «единые» пулеметы с высокой степенью универсальности. Это позволяло применять их как против воздушного противника на небольших высотах, так и устанавливать на танках, БМП и бронетранспортерах. На вооружении современных армий станковые пулеметы остались только в качестве крупнокалиберных. Оснащение армии такими пулеметами позволяет использовать их для борьбы с легкобронированными военными транспортными средствами и другими важными целями на больших дальностях (до 2000 м), а также для поражения воздушных целей со специальных зенитных станков.

Придаваемая пулемету устойчивость за счет тяжелого станка, массивного ствола и значительной вместимости патронной ленты обеспечивает возможность ведения автоматического огня с большой точностью. Боевая скорострельность современных моделей пулеметов при стрельбе короткими очередями достигает 250–300 выстр./мин., а непрерывными очередями – до 500 выстрелов. Конструкция станка дает возможность быстро и точно осуществлять перевод огня с одной цели на другую, вести огонь с изменяемым рассеиванием пуль по фронту и в глубину, а также поражать воздушные цели. Стандартная комплектация станковых пулеметов может быть дополнена специальными ночными прицелами, что дает возможность поражать цель в условиях пониженной освещенности и ночью. Масса пулемета вместе с треногой составляет 10–20 кг, а некоторые пулеметы с колесными станками весят 40 кг и более. За счет большой массы станка пулемета время, необходимое для смены позиции для стрельбы, увеличилось в два–три раза по сравнению с ручным пулеметом, а также значительно затрудняется его передвижение. Перемещать его возможно лишь на небольшие расстояния. Обслуживание станкового пулемета производится двумя лицами – наводчиком и его помощником. Очень затруднительно перемещение со станковым пулеметом по траншеям, ходам сообщения, в лесу и в других сложных условиях. Исходя из данных характеристик, боевое применение станковых пулеметов определяется их значительной огневой мощью и меньшей маневренностью, по сравнению с другими видами рассмотренного стрелкового оружия. Станковые пулеметы являются первым видом стрелкового оружия, которое имеет автоматизированный процесс перезаряжания. Аналогичным образом впоследствии стали конструировать автоматическое оружие, имеющее значительно меньшую массу, чем станковые пулеметы (ручные пулеметы, пистолеты, автоматы).

ПУЛЕМЕТЫ СТАНКОВЫЕ
Наряду с созданием станковых пулеметов спроектирована их современная модель (так называемого единого пулемета), объединяющая в одной конструкции ручной и станковый пулеметы. Первыми такими пулеметами были немецкие М034 и МС42. Эти модели сохраняют огневые возможности станковых пулеметов, а также обладают значительно большей, по сравнению с последними, маневренностью. Последнее качество достигается за счет небольшой массы треножных станков (масса единого пулемета со станком составляет 12–16 кг), а также за счет возможности ведения огня без станка. Например, с помощью сошки, как из ручного пулемета (масса пулемета на сошке – 7–9 кг).

Таким образом, современные станковые (единые) пулеметы, несмотря на небольшую ограниченность мобильности, являются представителями стрелкового оружия, обладающего широкими возможностями по поражению огневых средств и солдат противника, а также низколетящих воздушных целей.