Самые тяжелые артиллерийские орудия. Они пережили свой расцвет в Первую мировую войну, где применялись при осаде укреплений и в позиционной войне. В единичных случаях они использовались также во Второй мировой войне. Для осадных орудий использовались специальные лафеты. Конструкция лафета состоит из двух основных устройств – станка и хода. Перемещение осадных орудий осуществлялось с помощью сложной системы, запрягаемой 13 лошадьми. В ХХ в. 42–линейная пушка образца 1877 г. возилась 8 лошадьми. Скорость такой возки не превышала 7 км/ч. После 1914 г. пушку в 190 пудов старались возить трактором. Откат орудий на лафетах компенсировался за счет силы трения колес и хоботов лафетов о деревянную платформу и за счет силы тяжести. В последней четверти XIX в. был сконструирован гидравлический тормоз отката (компрессор). В конце 1880–х гг. было налажено массовое производство на разных заводах компрессоров конструктора Дурляхера. Максимальная длина отката с таким компрессором – 1219 мм (4 фута). В начале ХХ в. в осадной артиллерии Западной Европы стали применять башмачные пояса, надеваемые при стрельбе, а при необходимости и возке – на лафетные колеса. Таким образом, осадные орудия получили возможность вести огонь с колес.

Примером может служить осадная гаубица Британии МК4. Эта типичная представительница неуклюжих гигантских орудий применялась во время войны 1914–1918 гг. Стальной ящик под стволом был наполнен балластом в 20,3 т для лучшего удержания орудия на основании. Калибр – 12 дюймов (305 мм). Вес (без балласта) – 38,3 т. Дальность выстрела – 13120 м. Вид боеприпасов: раздельный, разрывные снаряды весом 750 фунтов (340 кг).