Холодное оружие, отличительные особенности которого заключались в его обработке. В качестве украшений использовались приемы гравировки, гладкой черни и техника глубокой гравировки с чернью (по лепесткам орнамента). Гладкая чернь представляет собой неглубокую гравировку с чернью с заштрихованным фоном, такой тип гравировки считается наиболее распространенной техникой. Глубокая гравировка с чернью обычно дополнялась матовой точечной чеканкой по всей площади вырезанного поля. Чтобы получить желаемый узор, либо вырезались отдельные куски металла, который находился за границами узора, либо вырезался сам узор, а оставался фон. При использовании подобных техник также применялось и золочение. Производилось золочение либо фона, либо самого узора, либо все вместе, кроме зачерненных мест. Кубачинские мастера–оружейники (Дагестан) славились умением делать насечку золотом (реже серебром) по железу или стали и применять костяные или роговые рукоятки со вставками из серебра и золота. Поскольку такой материал, как кость, – очень хрупкий материал, то от мастеров требовались большие навыки и умения. В этом случае обычно предпочиталась моржовая кость, так как она имеет меньшую хрупкость и обладает свойством большей белизны по сравнению со слоновой костью. Золотая или серебряная насечка наносилась на клинках или приборе ножен и рукояти, и ею выполнялся не только орнамент, но и надписи (какие–либо изречения из Корана, имена мастеров или владельцев оружия, даты и т. п.). Следует заметить, что также украшали узором с помощью черни или насечки золотом портупейные ремни кавказского холодного оружия, которые по техники выполнения были похожи на кавказские наборные пояса. В Кубачах в середине XIX в. получила свое развитие техника украшения филигранью. Она применялась для холодного оружия, но широкое распространение не получила. Кубачинский орнамент представлял собой разнообразные растительные мотивы и был нескольких видов. Один из них – симметричный – «тутта», что в переводе означает «ветка». Это наиболее трудная композиция, и ее мог выполнить только самый опытный мастер. В основу положен вертикальный стержень, от которого симметрично отходили в обе стороны завитки, цветочки и листики. Другой вид орнамента – асимметричный – «мархарай», т. е. «заросль». В отличие от «тутты» он не предполагает симметрии. От одной спирали с небольшим числом оборотов или кривой линии отходят в разные стороны другие линии, которые в дальнейшем могут пересекаться, и они не подчинены какой–то основной вертикали. Часто эти стебли или разводы образуют крупноволнистые линии, иногда взаимно переплетающиеся. Также из единого центра спирали и разводы «мархарай» могут расходиться в разные стороны. Сходство этих двух видов орнамента – «мархарая» и «тутты» наблюдается в том, что при применении обеих техник линии густо усаживались завитками, цветочками, листочками самой разнообразной формы. Композиции «тутта» и «мархарай» – одни из древнейших в кубачинском орнаменте. В конце XVII – начале XVIII вв. с развитием и проникновением на Кавказ русской культуры и торговли в Кубачах возник третий род орнамента – «москов–накыш», т. е. московский рисунок. Этот узор представляет собой растение или ветку, причем несимметричную и густо покрытую листьями и цветами. Позднее в Кубачах появился еще один орнамент – «сита» (от рус. – «сито»). Подобный орнамент встречался очень редко и выглядел в виде сетки из пересекающихся линий, клеточки которой заполнялись цветами.

Особая роль, которую художественное оружие играло в жизни кавказских народов, создавала его высокую престижность. Холодное оружие обладало теми свойствами и признаками, благодаря которым оно и выдвигалось часто на первое место в ряду других прикладных искусств. Еще большими художественными качествами отличается дизайн подарочного кавказского оружия. Оно создавалось мастерами, преподносилось дарителем и принималось адресатом в качестве эталона высокого искусства и сочетало все качества в их превосходной степени. Примером является коллекция, которая была подарена цесаревичу Николаю Александровичу в 1888 г. во время путешествия Александра III с семьей на Кавказ. Коллекция состоит из комплекта, содержащего полный набор вооружения адыгейского наездника, и включает такие виды оружия, как шашка в ножнах, кинжал в ножнах на поясе северокавказского типа, кремневый пистолет, натруска для пояса, газыри и серебряная пластинка с надписью, где указано, что набор подарен 19–летнему цесаревичу Николаю кабардинскими князьями. Смысл данного подарка заключался в том, что с позиции адыгейского менталитета в этом возрасте юноша из знатной семьи уже может совершать рыцарские подвиги. Набор архаизирован за счет кремневого пистолета с натруской. Приложенный текст поясняет, что комплект является специальным даром и приурочен к определенному событию или дате. Среди подношений членам императорской фамилии можно найти несколько шашек и кинжалов, которые были подарены Александру III. Позднее коллекция была дополнена прекрасными образцами «белого» холодного оружия, они принадлежали и другим членам императорской фамилии.

Обновлено ( 21.09.2009 23:21 )