Контактное средневековое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным узким железком, заканчивающимся острием и имеющим крюк на обухе. Глефа по сути является наконечником в форме ножа, который крепится к длинному древку с помощью втулки, а также прожилин. Нижний конец клинка предусматривает острые отростки, которые получили название отводящих крюков (нем. Parierhaken), как и у итальянских алебард. На обухе находится крюк. Он может быть как прямой, выдающийся вперед, так и направленный вверх, который называется «острый палец» (нем. Klingenfinger). Древнейшие глефы могли использоваться как для укола, так и для рубки.

Само название «глефа» произошло из французского языка. Практически все исследователи сопоставляют данное слово с латинским gladius или с кельтским cladivos, что означает «меч». Но все ранние английские и французские источники свидетельствуют о том, что глефа трактуется как копье. Именно в данном значении понятие «глефа» было замечено в английском языке примерно с XIV до середины XVI вв. Современное значение слово «глефа» получило с XV в. Примерно в этот же период слово «глефа» стало обозначать меч, причем именно в этом значении чаще всего применяется глефа в современном французском языке.

Начиная с 1980-х гг. слово «глефа» получило еще одно значение и стало обозначать также и вымышленное метательное оружие, которое было аналогично сюрикенам японских ниндзя, но отличалось большими размерами. Это выдуманное оружие зачастую наделяют свойством возвращаться к метнувшему по тому же принципу, что и бумеранг. В таком виде глефы возникли на страницах фантастической литературы, а также в художественных фильмах, например, пятилепестковая глефа из фильма «Крулл».

Вооруженные глефой итальянские воины были изображены уже в рукописи XIV в. из Амброзианской библиотеки. К концу этого столетия глефа применялась постоянно. В XV в. глефа стала основным оружием пехотинцев, а в Бургундии она получила широкое применение среди арбалетчиков. Карл Смелый считал необходимым, чтобы из солдат, которые должны быть поставлены в ряд перед стрелками, хотя бы один или два имели в вооружении меч, кинжал, а также глефу. Еще в конце XV в. каждый из пехотинцев был назван «глефо» по их оружию. Они входили в состав первых больших отрядов пехоты. В первой половине XVI в. глефа стала оружием саксонской пехоты.

После битвы при Мюльберге в 1547 г. на поле боя было найдено много глеф, оставленных имперскими войсками. В настоящее время многие из таких глеф находятся в Королевском дворцовом оружейном собрании Вены. Позднее они были сняты с вооружения, основной причиной стала относительно малая эффективность. Но несмотря на этот факт, глефа сохранялась в качестве оружия придворной стражи вплоть до XVIII столетия. Этим объясняется и нахождение в собраниях глеф, которые были богато украшены золочением и чернением. Достаточно популярны они были в XV и XVI вв. при итальянских дворах, особенно во Флоренции, Мантуе и Венеции, а временами и при французском дворе. Но особенностью эволюции глеф является то, что в таком качестве глефа постепенно утрачивала свою пригодность для удара и мало-помалу становилась богато разукрашенной игрушкой. Например, в Венеции, где славянская лейб-гвардия дожей имела на вооружении глефы, это оружие характеризовалось преувеличенно импозантным видом. Глефа приняла вид широкого, изогнутого назад ножа. Тыльная сторона отличалась причудливо вырезанным изображением всадника. Древко, длина которого составляла более 2,5 м, было рассчитано на увеличение зрительного эффекта.

В качестве оружия трабантов глефа была использована при Саксонском дворе уже в XV в. Ее отличие от итальянской и французской глефы состояло в том, что кривой нож имел форму топора, крепился на древке с помощью втулок, а сильно изогнутый заостренный крюк находился на торцевой части древка. Древко, в свою очередь, предусматривало наличие защитного диска. Подобные глефы всегда богато украшались золочением, а также имели гербы саксонских курфюрстов. Длина их древка достигала в среднем 146 см.

В XVII в. глефа была широко распространена при Польском дворе, где получила название куза (Польск. kosa, фр. couse). Куза предусматривала наличие наконечника в форме ножа, который насаживался на древко с помощью втулки, а также имелось соединение с ним длинных железных прожилин и заклепок. В отдельных случаях на древке ниже втулки имелся диск, предназначенный для защиты руки. Из конструкции видно, что кузу использовали в большей степени для рубки, чем для укола, и она имела совсем небольшие отличия от глефы. Она применялась для того, чтобы мощным ударом прорубить латы противника, особенно лентнер.

Существовало множество модификаций глеф. Различают глефы, которые имеют одинаковые обоюдоострые узкие длинные клинки на обоих концах древка, и широкие, которые сходны с наконечном топора на одном конце и простым шарообразным противовесом на другом конце. Двухлезвийная разновидность встречается достаточно редко. Такое оружие представляет собой оружие одиночки, поскольку драться им можно только на вращении, а в тесной битве боец с такой глефой рискует нанести удары всем вокруг, в том числе и своим собственным соратникам. Всего существует примерно 100 модификаций глефы.

Глефа стала применяться в качестве личного оружия с XIV в., например, ее использовали как личное вооружение арбалетчики в Бургундии. Глефа эффективно использовалась для отражения атак конницы. До XVIII в. глефа являлась оружием дворцовой стражи, после чего вышла из употребления. В настоящее время глефами вооружена только швейцарская гвардия, которая охраняет Ватикан.

Ближайшими аналогами глефы являются алебарда, бердыш, совня, секира, а также нагината, протазан (который также называется партазаном).

Известно, что глефа была любимым оружием главного героя пенталогии Ника Перумова «Хранитель мечей» Кэра Лаэды, он же воин Серой Лиги Фесс, он же некромант Неясыть. Следует отметить тот факт, что глефа Фесса не является типичным представителем глеф, поскольку она, во-первых, двулезвийная, а во-вторых, короткая и достаточно легкая. Эти свойства отличают данную глефу от настоящей глефы, которая была тяжелым оружием и не была предназначена для филигранного фехтования. Также Фесс без проблем использует ее в подвалах и пещерах, но для длинного древкового оружия такое использование нехарактерно. И еще один момент: тяжелая длинная глефа могла отбить пущенную в упор стрелу только по чистой случайности.

Из-за творчества Ника Перумова сложился стереотип, согласно которому глефа представляется исключительно двулезвийной, в то время как двулезвийного оружия в Европе практически не существовало. Двулезвийные виды индивидуального вооружения были распространены в Индии и в Китае. Там основное внимание уделялось индивидуальному мастерству бойца, в отличие от Европы, где основной упор делался на командную работу.