Римское копье. Значение названия так же, как и для ряда других видов оружия римлян, трактовалось по-разному, что зависело от различных периодов. Различают три разновидности данного копья. Первый вид – это длинная пика, которая предназначается для ведения рукопашного боя. Второй вид – короткое копье, которое служит и для рукопашного боя, и для того, чтобы проводить метание в неприятеля. Данный вид копья подразумевает наличие крюка, который служит для стаскивания щитов. И третий вид копья представляет собой короткое и легкое копье, основные функции которого заключаются в бросании. Римский поэт III в. до н. э. Энний пишет о том, что гаста в ее общераспространенном значении представляет собой метательное оружие, от которого получили свое название гастаты, хотя копье триариев также называлось «hasta». Hо ко времени Полибия гастаты имели на вооружении уже пилумы, при этом также до конца не известно, откуда произошло данное название. Под гастой («hasta velitaris») подразумевался также дротик, который использовался легкой пехотой. Если солдат лишали гаст, то такой поступок означал их разжалование в велиты. Однако некоторые ученые полагают, что первое время у римлян на вооружение были тяжелые ударные копья, которые по сути и представляли собой гасты, а в дальнейшем стали использовать легкие метательные (пилумы, гезы и другие) – сначала гастаты в IV или III в. до н. э., а затем принципы к концу III в. и триарии в конце II или начале I в. до н. э.

Фециалы бросали окровавленную гасту на вражескую территорию, что являлось символом объявления войны. Особая гаста без наконечника («hasta pura» – букв. «чистая») в раннюю эпоху представляла собой римскую боевую награду. Данная награда присуждалась также примипилам после того, как была завершена служба. Существовала еще и «celibaris hasta», представлявшая собой копье, которым был поражен побежденный гладиатор. Такие гасты использовались, как сообщает Овидий, по традиции для обрезания волос невесты. На общественных торгах воткнутая в землю гаста в качестве символа означала начало сделок («subhastationes»), и также по обычаю она же стояла перед судом центумвиров («hasta centumviralis»).