Искусство владения каким–либо видом холодного оружия. От нем. fechten – «фехтовать», т. е. сражаться, бороться. Фехтование было распространено еще в глубокой древности и включало в себя целую систему приемов владения холодным оружием. На средневековых гравюрах встречаются изображения индивидуального обучения под команду и группового обучения в специальных фехтовальных залах. Тогда обучение велось на боевом оружии, которое постепенно видоизменялось для более безопасного обращения с ним.

С XVII по XVIII в. в Европе самой известной школой фехтования была итальянская. Итальянские фехтмейстеры насаждали свои методы и технику, они выпустили ряд ценных книг по вопросам дуэльного и спортивного фехтования.

Фехтовальная академия была организована в Париже в конце XVII в. корпорацией преподавателей фехтования.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование: форма дуэли, во время которой использовались шлегеры с отточенными остриями. Лицо фехтовальщика защищали специальные, выполненные из металлической сетки очки. В поединке противники наносили друг другу режущие удары по лицу. В течение длительного периода времени «мензурное» фехтование было широко распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях. В фехтовании ценились ловкость, точность нанесения ударов и быстрота реакции.

Французы в конце XVII в. укоротили шпагу и изобрели фиоретти, или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка («мушки»). Фехтование колющим оружием стало быстро распространяться. В это время возникло расхождение между французской, более прогрессивной, стремящейся к новшествам, и итальянской, более консервативной, придерживающейся старых традиций, школами фехтования. Однако влияние итальянской школы продолжалось длительный период.

В XVIII в. окончательно сложилась профессиональная французская школа классического фехтования. В ней отказались от нанесения рубящих повреждений, а также дополнили школу восемью позициями и переносом, использовали атаки с действием на оружие, стали правильно толковать технику боя и создали ряд ценных учебных пособий.

Французская школа фехтования на рапирах (шпагах) в это время завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.

В Новое время фехтование носит в большей мере педагогическую направленность, как бы является средством для духовного и физического развития. Уроки фехтования являются обязательными в военных учебных заведениях, университетах и гимназиях многих европейских стран. В XIX в. быстро развиваются соревновательные формы фехтования. Устраиваются спортивные турниры и международные встречи между французами и итальянцами. Эти встречи показывали преимущества той или другой фехтовальной школы. Французы, впервые пришедшие к спортивному фехтованию, пересмотрели технические положения, направленные на рационализацию и обоснование техники владения легким оружием. Ла Фожер был одним из выразителей этого прогрессивного направления. Его труд был издан в 1825 г. Но, несмотря на прогрессивность французского фехтования того времени, до ХХ в. в нем сохранился ряд недочетов.

Зарождение отечественной школы спортивного фехтования на шпагах следует отнести к ХХ в. (точнее, к началу ХХ в.). В 1908 г. в Петербурге прошло открытие Главной гимнастическо–фехтовальной школы, подготавливавшей преподавателей фехтования, которые проходили обучение по всем видам оружия. В России известны в настоящее время следующие разновидности фехтования: спортивное, национальное, спортивно–прикладное, сценическое.

Все виды фехтования могут быть показательными, если фехтовальщики демонстрируют процесс боя или боевые движения в интересных, красивых зрелищных формах спортивного или гимнастического характера.

Современные программы официальных соревнований включают в себя личные и командные турниры мужчин, оружием которых могут быть рапира, шпага или сабля, и женщин, оружием которых может быть только рапира, как наиболее легкое оружие.