Вид ракетного оружия, совершающий основную часть полета по баллистической траектории, находясь в неуправляемом режиме. Необходимые скорость и направление придаются баллистической ракете на старте при помощи ракетного двигателя. Когда двигатель отключается, боевая часть ракеты (полезная нагрузка) остаток пути проходит по баллистической траектории. Баллистические ракеты бывают многоступенчатыми, то есть после достижения необходимой скорости в дальнейшем ненужные ступени отбрасываются, что позволяет снизить текущий вес ракеты и увеличить скорость. Пусковой площадкой для баллистических ракет могут служить шахтные или открытые площадки (стационарные), самолеты, корабли и подводные лодки (мобильные площадки). По области применения баллистические ракеты можно разделить на стратегические и тактические. В разных странах используют различные классификации ракет по дальности. Здесь приведена классификация, которая принята в договоре по ликвидации ракет средней и меньшей дальности:

1) баллистические ракеты меньшей дальности (до 1000 км);

2) баллистические ракеты средней дальности (от 1 до 5500 км);

3) межконтинентальные баллистические ракеты (более 5500 км). Это стратегические управляемые баллистические ракеты, которые относятся к классу «земля–земля». Целью межконтинентальных баллистических ракет является поражение объектов, удаленных на большие расстояния. Все межконтинентальные баллистические ракеты многоступенчатые. Чаще всего их используют как стратегические, поэтому они оснащаются ядерными боеголовками. На данный момент межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении у России, США, Великобритании, Франции и Китая. Также ведутся разработки межконтинентальных баллистических ракет в Индии и Пакистане. Межконтинентальные баллистические ракеты запускаются с шахтных пусковых установок (PC-20), подводных лодок («Булава»), мобильных установок, базирующихся на колесном шасси («Тополь-М»), и железнодорожных пусковых установок (РТ-23УТТХ). В первых вариантах межконтинентальных баллистических ракет применялись жидкостные ракетные двигатели, а потому требовалась их длительная заправка ракетным топливом. Из-за этого подготовка к пуску ракеты длилась несколько часов, что уменьшало ценность таких ракет. Сейчас в межконтинентальных баллистических ракетах используются ракетные двигатели на твердом топливе или ракетные двигатели на жидком топливе с ампулизированной заправкой. Эти ракеты транспортируют с завода-изготовителя в транспортно-пусковых контейнерах, которые дают возможность их хранить в готовом к пуску состоянии на протяжении всего срока службы. Приготовления к запуску, включающие в себя проверку и аппаратные тесты, занимают лишь несколько минут. Межконтинентальные баллистические ракеты часто включают в себя средства по преодолению ПРО противника: маневрирующие головные части, постановщики помех, ложные боеголовки и прочее. Очень важной характеристикой межконтинентальных баллистических ракет (круговое вероятное отклонение) является точность. Например, при увеличении точности в 2 раза можно использовать боевой заряд в 4 раза меньший по мощности. У наиболее точных межконтинентальных баллистических ракет круговое вероятное отклонение не превышает 100 м. Максимальная дальность полета межконтинентальных баллистических ракет может быть свыше 10000 км. Россия и США применяли межконтинентальные баллистические ракеты в качестве ракет-носителей при выводе космических объектов на орбиту. Например, американские межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» и «Титан» участвовали в запуске космических кораблей «Меркурий» и «Джемини». Межконтинентальные баллистические ракеты и ракеты, имеющие среднюю дальность, чаще всего применяют как стратегические и оснащают ядерными боеголовками. Первой баллистической ракетой была «Фау-2» (V-2), разработанная в Германии в 40-х гг. XX в. Это была одноступенчатая баллистическая ракета, разработкой которой занимался немецкий конструктор Вернер фон Браун. «Фау-2» использовалась фашистской Германией в конце Второй мировой войны в целях нанесения ударов по городам и крупным объектам, находящимся на территории Великобритании и Бельгии. После окончания войны именно эта ракета явилась прототипом при создании первых баллистических ракет США, СССР и ряда других стран. Масса ракеты равнялась 13 т, длина – 14 м, максимальный диаметр корпуса – 1,65 м. Боевая часть «Фау-2» вмещала до 800 кг взрывчатого вещества и находилась в головном отсеке. Ракета имела двигатель, работавший на жидком топливе (75-процентный этиловый спирт и жидкий кислород), развивала тягу до 270 кН и обладала максимальной скоростью полета 6120 км/ч. Максимальная дальность полета «Фау-2» могла достигать 320 км, а высота траектории – 100 км. Ракета стартовала из вертикального положения, на активном участке траектории запускалась автономная гироскопическая система управления, которая оснащалась программным механизмом и специальными приборами, измеряющими скорость. Первый пробный старт «Фау-2» произошел в марте 1942 г., а первый боевой пуск – 8 сентября 1944 г. В боевых ситуациях «Фау-2» имела малую эффективность (в круг диаметром 10 км попадала лишь половина выпущенных ракет) и низкую надежность (из 4000 выпущенных ракет более 2000 взорвались в воздухе или вышли из строя в полете).